Воскресенье, 4 Фев
  • 01:00

Леонид Гайдай снял немало блестящих комедий. Одна из них - "Бриллиантовая рука". Когда утвердили сценарий, у Гайдая не было отбоя от помощников: лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у него. Все были уверены, что съемки пройдут за границей. И каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай объявил: на Турцию средств не хватило, так что Стамбул будем снимать в Баку. Авторы специально прилетели в Баку и прошлись по узким улочкам, где потерялся и был облит помоями герой Андрея Миронова. Они сняли то самое место, где героя Никулина соблазняла "турецкая" жрица любви. А еще узнали, что здесь, на разных витринах висят раритетные фотографии со съемок фильма. В фильме вы увидите их! "Руссо туристо! Облико морале!", "Цигель! Цигель ай лю-лю!". Вот уже несколько поколений цитируют комедии Леонида Гайдая, порой не догадываясь, откуда взялась та или иная фраза. Многие из этих цитат приобрели популярность не только в России, но и за рубежом: иностранные торговцы выучивали фильмы Гайдая, чтобы быть ближе к российским туристам. Режиссер придумал для речи "иностранцев" особый язык. Зрители мгновенно его запомнили и стали активно использовать. В фильме сын Юрия Никулина рассказывает, как появилась одна из знаменитых фраз. Каждый актер, снявшийся в фильме Гайдая, немедленно приобретал огромную популярность. К сожалению, такая слава имела один побочный эффект: народ запоминал актеров только в этой роли и уже ни в какой другой не воспринимал. Так и Светлану Светличную зритель лучше всего помнит в роли роковой красотки Анны Сергеевны, соблазнившей героя Никулина. Ее появление в шелковом халатике и расстегивающийся под звук выстрела бюстгальтер запомнились навсегда. Раздевание Светличной было не единственной смелой шуткой режиссера. Тему флирта и сексуальности режиссер настойчиво эксплуатировал из фильма в фильм. Сейчас эти сцены смотрятся совершенно безобидно, но тогда официальные комитеты воспринимали их как вызов. Про Светличную даже сказали, что она "чересчур соблазнительная". Светлана Светличная рассказывает свою историю о съемках. Не секрет, что комедия - самый сложный жанр. Расстроить зрителя легко, а вот заставить его улыбаться - значительно труднее. Как же удалось Леониду Гайдаю понять, что смешно для зрителя, а что нет? Возможно, ответ кроется в детстве. Леонид Гайдай родился и вырос в Иркутске и в детстве часто бегал в кино на Чарли Чаплина. Эти фильмы казались ему праздником, с которым не хотелось больше расставаться. И маленький Леня захотел стать частью этого праздника. После школы он поехал в Москву, поступать во ВГИК. Ему удалось поступить на актерский факультет, но он быстро понял, что актера из него не выйдет, и переключился на режиссуру. И однажды снял короткометражку "Пес Барбос и необыкновенный кросс". Это был грандиозный успех! Вся страна тут же запомнила фамилию Гайдай. На этой волне режиссер снимает картину "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" - и вновь попадает в десятку! В этом фильме родился еще один "фирменный" гайдаевский персонаж - студент Шурик. Кого только ни пробовал Гайдай на эту роль! Олега Видова, Виталия Соломина, Александра Збруева, даже Евгения Петросяна... Евгений Петросян рассказывает в фильме, как он проходил пробы у Гайдая и почему в итоге их не прошел! Следующая картина - "Кавказская пленница" - прославила юную Наталью Варлей. Гайдай нашел ее под куполом цирка - Наталья была воздушной гимнасткой и поначалу не собиралась менять профессию. Но Леониду Иовичу была нужна именно такая героиня - улыбчивая и с яркими, выразительными глазами. Наталье пришлось распроститься с цирком, и ее Нина покорила сердца зрителей. Авторы съездили в Крым и прошлись по местам съемок фильма. Вы увидите камень, на котором танцевала героиня Варлей, знаменитое дерево грецкого ореха, на котором сидел Юрий Никулин, и многое другое! Еще одним всенародно любимым стал фильм "Иван Васильевич меняет профессию". Часть сцен "Ивана Васильевича" снималась в павильонах Мосфильма, а не в реальных палатах, как многие думают. А вот натурные съемки снимались в настоящем древнем Кремле - Ростовском. Авторы съездили в Ростов на места съемок картины. Леонид Гайдай мечтал снять мелодраму. Даже брался за какой-то материал, что-то читал, делал раскадровки, зарекался не снимать больше смешное кино... Но потом сдавался и садился, дымя сигаретами, за очередную комедию. Говорил жене: "Нинок, люди так тяжело живут, пусть хоть посмеются". Нинок - так Гайдай называл свою жену - актрису Нину Гребешкову. С ней он познакомился еще во время учебы во ВГИКе и прожил всю свою жизнь. Нина Гребешкова стала его музой. Гайдай снимал ее во многих своих фильмах. Правда, скромничал - на главные роли не брал, но Гребешкова все равно становилась украшением любой его картины! Во многом благодаря Нине Павловне Гайдай стал тем, кем стал. Он всегда спокойно работал, зная, что у жены все под контролем. Жена была надежным "тылом" во всем. Леонид Иович понятия не имел, есть ли что в холодильнике, куплены ли зимние ботинки и заправлена ли машина. Всем этим занималась жена. Сама водила машину, сама делала ремонт. И зарабатывала между выходами фильмов Гайдая - а это могло занимать и год, и два, и три. Нина Павловна не жаловалась. Понимала - ее муж гений. Никогда не лезла вперед. Но недаром говорят, муж - голова, а жена - шея. От слова Гребешковой многое зависело! Гайдай всегда советовался с женой и верил ее оценкам безоговорочно. Последние картины Леонида Гайдая уже было не сравнить с его шедеврами 60-х, 70-х. Комедии, которые он снимал под конец жизни, не получили широкого признания у публики. Изменилось время, люди, изменились и шутки. Режиссер, который всегда так остро, на уровне интуиции чувствовал, что людям смешно, а что нет, к 90-м годам перестал понимать, над чем же теперь смеется народ. Может быть, поэтому комедия "Опасно для жизни!" не получила такого широкого признания... В 1993-м году Волович и Инин написали для Гайдая комедийный сценарий о подводной лодке. Но Гайдай вдруг честно признался: "Ребята, я, наверное, не смогу...". В 70 лет у него началось воспаление легких... Жена Нина Гребешкова бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала. А 19 ноября 1993 года у режиссера оторвался тромб в легочной артерии. После смерти Гайдая признали классиком и неповторимым мастером советской комедии. И действительно: повторить его успех не удалось с тех пор ни одному режиссеру. Есть даже шутка: с каждым годом актеры в советских комедиях играют все лучше и лучше! В фильмах Леонида Гайдая каждый зритель находит что-то свое. Нечто доброе и смешное, что заставляет включать их и смотреть снова и снова. Так в чем же его секрет? Оказалось, что народные комедии - это особый жанр. И чтобы снимать их, требуется не просто талант режиссера, но еще интеллект, особое чутье на тонкий юмор, добрую иронию, чтобы получилось настоящее смешное, а не примитивное и пошлое кино. Для нас Леонид Гайдай - больше, чем просто человек и режиссер. Гайдай - это наше детство, наши родители, наше самое доброе и самое веселое на свете кино.

Категории
ТВ-шоу
Жанр
Биографическая
12+
5.17
Познавательное